Наименование звуков и октав

Что мы подразумеваем под словом звук? Звук – это физическое объективное явление, его источником может быть абсолютно любое упругое тело, которое в силах производить механические колебания. В результате чего осуществляется образование звуковых волн, тех, что по воздуху достигают человеческого уха. Оно воспринимает волны и преобразовывает их в нервные импульсы, а те уже передаются в головной мозг и обрабатываются его полушариями. В результате человек осознает конкретный звук.

Октавой называют некий музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум. Отличительная черта октавы в том, что частота одного ее звука в два раза больше другого. Во всём используемом в музыке звукоряде выделяется несколько октав. Расчет идет от самых низких к высоким в такой последовательности: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава.

Принято обозначать звуки большой октавы большими латинскими буквами (C, D, E, …), а звуки малой октавы – маленькими (c, d, e, …). Как пример, идя от большой октавы вниз, можно увидеть, что рядом с большой буквой внизу пишется число октав. Если же от малой октавы идём вверх, то рядом с маленькой буквой сверху пишется цифра. Например, фа контроктавы пишется как F1, ля субконтроктавы – A2, ми второй октавы – e2, соль третьей октавы – g3.

Расстояние между каждыми из 12 нот получило свое название полутоны. Каждый музыкант знает, что в октаве полутоны образуются между нотами ми-фа и си-до. Все последующие ноты имеют 2 полутона или целый тон. Промежуточные звуки в целых тонах обозначаются с помощью знаков альтерации или хроматизма.

Для того чтобы повысить звук на полтона принято использовать знак диез ♯, для понижения – знак бемоль. В свою очередь для повышения звука на целый тон музыканты используют знак дубль-диез, для понижения – знак дубль-бемоль. Если же возникла необходимость отменить знак альтерации, то для этого используют знак бекар.

В буквенных обозначениях повышение обозначается окончанием -is, понижение – окончанием -es.

Каждый воспроизведенный на инструменте звук имеет большое значение, качество звучание важно в общем произведении.

Энгармонизм

Если взять за пример фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что чёрные клавиши находятся между двумя белыми. Поэтому ноту можем получить как повышением, так и понижением. Как пример, до-диез и ре-бемоль, соль-диез и ля-бемоль. Такое явление приятно называть энгармонизмом, его особенность в том, что все имеющиеся ноты звучат одинаково, но записываются по-разному. Ноты же в таком случае получают название — энгармонически равные.

Из этого понимаем, что фа-диез энгармонически равен соль-бемолю, а си-диез равен ре-дубль бемолю. Тоны и полутоны, которые образуются между разными нотами, называются диатоническими, а между одной нотой и её альтерацией – хроматическими. Например, до-ре и ре-ми – это диатонические тоны, а ми-фа и си-до – диатонические полутоны. Хроматическими тонами будут до-до-дубль-диез и ре-ре-дубль-диез, а полутонами – ми-ми-диез и фа-фа-диез. Конечно же тут же возникает вопрос – а в чем же необходимость называть ноты по-разному, если их звучание одинаковое? Ответ на этот вопрос приходит в процессе работы с определённой тональностью, когда музыкант начинает альтерировать каждую ступень, для того чтобы усилить тяготение в другие ступени. В этот момент раскрывается особенное звучание каждого проигранного звука.

Начинающие музыканты лучше всего смогут разбираться в данном вопросе, когда перейдут к изучению ладов, их тональности и ступеней. На данном этапе достаточно понимания того, что один звук может быть сыгран разными нотами.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *