3 вида музыкальных размеров — просто о сложном

Muzykal'nyj razmer - 3 vida

 

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Содержание статьи:

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Tipy razmerov

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Doli dve chetverti

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Doli tri chetverti

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Ritm chetyre chetverti

 

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Prostye razmery

 

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти.  Взгляните на пример:

Doli dve chetverti

 

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Doli tri chetverti

 

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Doli tri chetverti

Сергей Изотов
Сергей Изотов
Музыкант, аранжировщик
Задать вопрос
Появились вопросы? Задайте их мне

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

silnye i otnositelno silnye doli

 

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

akcenty v rasmere chetyre chetverti

 

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

gruppirovka vosmyh

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

В опере Римского-Корсакова «Снегурочка», в заключительном хоре встречается размер 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче просчитать и привыкнуть к нему, предлагают сперва потренироваться на фразе «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Эта фраза состоит из 11-ти слогов, которые соответствуют 11-ти долям. Фраза легко ложится на слух и после нее нотный текст разучить гораздо проще.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

smeshannye razmery

 

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

summa prostyh rasmerov

 

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Semidolnye rasmery

 

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.

noty money

 

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

nomer nomer

 

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

gruppirovka not

 

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

gruppirovka not

 

Также паузы могут встраиваться в группу:

Pauzy v gruppirovke not

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Gruppirovka doleyi v takte

 

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Gruppirovka doleyi v takte ne vernaya

 

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Gruppirovka doleyi v takte

 

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Gruppirovka doleyi v takte

 

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Primery razmerov

 

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

 Shest vosmyh

 

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Shest vosmyh gruppirovka dolei

 

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (14 оценок, среднее: 4,79 из 5)
Загрузка...

Комментарии 22

  • Спасибо, очень доступно. Классный голос считает «раз два три» в песне money. Повеселило) надо было учить сольфеджио, теперь жалею что дурака валял.

  • Когда я только начинала изучать нотную грамоту, для меня все это было темным лесом. Редко встречаю нестандартные размеры, в современной музыке обычно 4/4 хватает. Интересно, почему раньше так усложняли музыку этими параметрами?

    • Просто размер 4/4 легко ложится на слух и под него удобно танцевать. Остальные размеры требуют более тонкого восприятия.

  • Здравствуйте, очень познавательная статья, содержит в себе на самом деле много чего полезного как для уже состоявшихся музыкантов, так и для новичков, единственное как мама маленького музыканта я бы хотела узнать что быстрее 4/8 или 8/8 и какой вообще самый быстрый музыкальный размер?

    • От размера не зависит скорость музыкального произведения. Скорость обозначается специальным термином который указан в начале произведения.

  • Это очень сложно! Смотрю на все это и понимаю, что легче некоторые простые мелодии подобрать на слух. Но все же читать с нот хочу научиться, сделайте какие-нибудь обучающие материалы для новичков!

  • Благодарю за полезную статью, очень актуально для тех, кто изучает музыку. Получается можно также не правильно написать ритмический рисунок? И если кто-то пишет свою музыку должен ли он следовать этим правилам?

  • Я как-то смотрела самые сложные ноты для фортепиано для учеников консерваторий. Вот там и были эти смены размеров типа 3/8, а потом 3/4… Только не понимаю, зачем это, если мелодия итак написана, играй себе на здоровье…

    • Для меня всё было тёмным лесом, пока вы не упомянули Pink Floyd. Не совсем согласен, что можно легко усвоить мотив Money. Но там размер не меняется (как и в гениальной джазовой зарисовке Take Five). А как быть ещё с одним их шедевром Mother, где и размер, и такт меняются с середины?

  • Благодаря статье я понял, что ноты — это в своём роде определенный код, расшифровать который могут люди с музыкальным образованием, и в этом коде зашифрована информация о звуках, которые должен производить музы

  • Чувствуется, что эту статью писал очень умный музыкант, отлично понимающий музыку. А я, своим недалеким умом, всегда думаю: как всего из семи нот можно создать (и создавать еще) столько музыки? Наверное, благодаря всем этим премудростям?

    • Спасибо. Премудрости + вдохновение и труд! Вот и весь секрет успеха.

  • Подскажите, а какие ещё редкие и, может быть сложные, размеры бывают на примерах каких-то музыкальных произведений? Несмотря на то, что мне уже немало лет и я не все понимаю, но с большим интересом читаю материалы автора.

  • А как научиться четко держать ритм? Нужен ли для этого метроном? Просто я когда, например, для спортивных целей начинаю отсчитывать секунды, то мой темп в итоге не совпадает с секундомером. (Все время путаю понятия ритм и темп. Для меня это одно и тоже.)

    • Чтобы научиться держать ритм, нужно развивать чувство внутренней пульсации. Сделаете вы это с помощью метронома или без — все равно!

  • Большое спасибо, за подробную информацию, было очень полезно. Я закончил музыкальную школу по классу фортепиано, сейчас занимаюсь написанием музыки и ищу подобный материал, так как на сольфеджио не ходил, ну мелкий был, глупый. Большую часть статьи не знал, а она помогла мне разобраться, теперь мне проще играть сразу с листа, а не на слух примерно разбирать, а потом уже играть.

  • Большое спасибо, начала учиться в музыкальной школе и не всегда соображаю, что к чему)) а можно уточнить, как отличить размер 2/4 и 4/4? На слух, когда пишешь музыкальные диктанты, например

    • В размере 2/4 сильная доля чередуется со слабой, это хорошо слышно. В размере 4/4 одна доля ударная, 3 слабых. Это приходит с опытом, по-другому никак.

      • Пардон за вмешательство, но в размере 4/4 первая доля сильная, а третья относительно сильная, которую неправильно называть слабой.
        На слух сильная доля от относительно сильной отличается тем, что на неё падает более сильный акцент ( музыкальное ударение), чем на относительно сильную.

  • А вот «Из за острова на стрежень». 3/4
    Но вот пробую подобрать как на слух отстукиваю такты, если проговаривать»та»:

    Из за о… строва на стрежень
    ^…^…^….^……^….^…^……^
    ———-….—————————

    На просто…ррречной волны
    ^….^…..^……^……….^……^….^
    —————…—————————

    Выплыва… ют расписные
    ^….^…….^…..^…^….^….^….^
    —————…————————

    острогру… дые челны
    ^….^..^………^…^.^….^
    —————…——————

    Последние две строчки повторяются. Где ошибка в понимании размера? Или в ударах? Мало того что слыша 3-5, 3-4, 3-5, 3-4 так ещё повтор строчек. Запутался в тактах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *