Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Tonal'nosti v muzyke - chto eto i kak ispol'zovat'

 

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Tyagotenie stupenejНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

 

Завершенная мысль:

 

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

 

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

 

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

formula gammy mazhor

 

А вот формула для минора:

formula gammy minor

 

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

gamma Do mazhor gamma La minor

 

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

gamma Sol mazhor

 

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

gamma Mi minor

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

stupeni v gamme do mazhor

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

stupeni v gamme La minor

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

stupeni v gamme do mazhor

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Do La na notnom stane

 

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

La Do na notnom stane

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот. Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего               

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве, то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

znaki v tonal'nostyah tablica

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

raspolozhenie diezov na notnom stane raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

 

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

raspolozhenie bemolej na notnom stane raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

 

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей».

 

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (17 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 17

  • Знание тональностей и умение ими пользоваться помогает в написании своих композиций, а также при игре в команде, когда нужно ловить мелодию на слух. История про Баха прикольная, публикуйте их больше! 🙂

  • Я знаю музыкантов, которые вообще не соображают в этих тональностях, но у них такая красивая музыка получается! Наверное, это настоящий талант. А будут статьи о том, как подбирать с первого раза мелодии на слух?

    • Нет, таких статей не будет, потому что с первого раза подбирать на слух могут только гении вроде Моцарта)

  • Статья интересная. Почерпнула для себя много полезного. В планах есть писать и сводить собственные треки. А можете рассказать про хорошие обучалки для новичков? Купила себе акустическую гитару.

  • Благодаря вашим объяснениям многое стало понятно для меня, человека, глубоко увлекающегося музыкой, но не имеющего соответствующего образования. Сколько может потребоваться времени ориентировочно для взрослого человека, чтобы овладеть хотя бы азами музыки в контексте статьи?

    • Все зависит от того как часто вы занимаетесь и от ваших способностей. Как говорится терпение и труд — все перетрут.

  • Отличная статья, полностью раскрывающая смысл и понятие тональностей. Хочу сказать, что большинство исполнителей не всегда могут определить в какой тональности звучит то или иное произведение. Приходится подбирать на слух. Ведь всем привычное до-ре-ми…мы можем пропеть как от ноты до, так и нот ноты соль при этом названия не меняя. Всю жизнь с этим мучился. Подбирать удобнее всего аккорды в до мажоре, например, а оригинал звучит в соль. Звучание оригинала всегда кажется истинным, особенно если только что услышал. Впрочем опытный музыкант, владея минимальными знаниями, здесь кстати и изложенными, легко все транспонирует в удобную или нужную тональность.

  • Не знал, что тональности использовались в древности для передачи информации. То есть любая музыка может иметь как явный, так и скрытый смысл, а скрытый можно зашифровать в том числе с помощью тональностей. Правильно я понимаю?

  • Недавно в книге прочитала интересные строчки: «… она умела молчать в мажоре и в миноре».?
    Что такое мажор и минор у меня есть общее представление. Но теперь буду точно знать, что это лады. А название тональности, как я поняла, всегда начинается с ноты, и далее следует «мажор» или «минор».

    • Эта статья великолепно раскрывает суть тему, позволяя лучше разобраться в тональностях и построении гамм. Для начинающего музыканта это очень круто, ну и для профессионалов, чтобы повторить простые вещи. Особенно понравились части с интересными фактами и историями. Познавательно во всех смыслах!
      Однако, я немного запутался в подтеме «как найти параллельные тональности?». Можно ли рассказать об этом более простым языком?

  • Очень информативная статья. Разобралась наконец в тональностях (я самоучка). Очень много полезных замечаний. Хотела бы понять что-такое «энгармонически заменять»? Термин абсолютно не знаком, объсните, пожалуйста.

  • Я для себя нашла много интересного и нового в этой статье. И выходит что именно от положения нот получается все мелодия. Как долго можно взять и начать учиться нотам и вообще музыке?

  • Большое спасибо вам за интересную и содержательную статью. Я очень люблю импровизировать, а ведь именно импровизация и основана знании устойчивых звуков той или иной тональности. Для певцов же понимание тональности вообще хлеб насущный, иначе некоторые произведения им просто не исполнить. Все написано просто, грамотно и понятно даже неискушенному читателю.

  • Недавно отдала ребёнка в музыкальную школу. И только после этого поняла, что учиться придётся вместе с ним. Потому что я в этом ни чего не понимаю. С удовольствием читаю ваши статьи и узнаю для себя много интересного. Очень нравится, что вы пишите простым и доступным языком. В общих чертах я поняла эту статью, хотя я думаю ещё не раз буду перечитывать. Но вот сразу возник вопрос, может покажется немного глупым, а на слух вообще можно определить тональности? Или это только по нотам?

    • Можно определить тональность на слух, но для этого нужен абсолютный слух:)

  • В статье две ошибки:
    «… определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор. »

    1. Для Ре- минора параллельная тональность — Фа мажор, а не си бемоль мажор. У них равное количество бемолей — 1 бемоль ( Си бемоль ) . У Си бемоль мажор целых два бемоля.

    2. Параллельная тональность к минору ищется на III ступени , а не на IV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *