Делаем уборку в доме по принципам кайдзен

Пять основных принципов японской практики кайдзен помогут сделать уборку в доме эффективной. Технику по непрерывному улучшению и совершенствованию процессов при минимуме затрат можно внедрить не только в бизнес, но и в повседневную жизнь.

1. Сортировка

Пространство в доме должно быть организовано таким образом, чтобы появилось свободное пространство, которое можно без труда убрать. Первым этапом на пути к этой цели становится сортировка.

Для начала нужно разделить вещи на те, которые действительно нужны, и бесполезные, от которых требуется избавиться. При этом не запихнуть все в кладовку, а выбросить или продать.

Чем меньше в доме ненужных вещей, тем лучше.

Последовательность сортировки:

  1. Согласно технике кайдзен начинать нужно с центра комнаты. Освободив здесь пространство, временно заполнить его тем, что требуется убрать далеко или вообще из дома.
  2. Выбрать зону, с которой начнется уборка, затем переходить к соседней.
  3. Брать по одному предметы, которые попадаются под руку, и правдиво ответить себе на вопросы:
  • Насколько мне это нужно?
  • Требуется ли эта вещь здесь?
  • Как часто я этим пользуюсь?
  • Когда предмет использовался последний раз?
  1. Действительно нужные вещи пометить зеленой наклейкой, редко используемые – желтым, бесполезные – отнести в центр комнаты.
  2. Если найдена вещь, которая должна быть в другом месте, нужно ее сразу туда отнести.
  3. От бесполезных вещей требуется избавиться.

2. Соблюдение порядка или систематизация

Кайдзен учит, что необходимые вещи должны всегда быть на расстоянии вытянутой руки. Поэтому важно продумать, как можно организовать пространство, чтобы важные предметы быстро находились, при этом не захламляли помещение.

В этом и заключается бесконечное применение техники на практики. За одну уборку продумать все просто невозможно. Постоянно будут приходить на ум новые идеи, которые помогут оптимизировать процессы.

У каждой вещи должно быть свое место. Если она периодически находится не там, возможно, ее просто неправильно положили. То, чем члены семьи пользуются каждый день, должно быть под рукой.

Навести порядок в шкафах, стеллажах, тумбочках помогут органайзеры, контейнеры, специальные подставки. Не стоит недооценивать модули для хранения. Иногда именно они помогают создать максимально функциональное пространство.

Несколько советов:

  • Похожие предметы можно ранить в одном месте. Так их будет проще найти.
  • Если вещи часто или постоянно используются вместе, хранить их нужно также в одном месте.
  • Документы нужно разложить по разным папкам. Принцип систематизации можно выбирать любой. Например, каждому члену семьи своя папка, документы на дом лежат отдельно от банковских бумаг.
  • Ящички, контейнеры и полочки можно подписать.

Кайдзен предполагает постепенные перемены. Подобрать мебель, распределить по ней вещи, выбросить хлам – вовсе не обязательно все это делать за один день.

3. Содержание в чистоте

Поддерживая порядок по принципам кайдзена в доме появляется больше места, уборку делать становится легко, она занимает мало времени. Кроме того, вещи всегда находятся на своем месте, поэтому и остальные дела приносят удовольствие.

Но всего этого можно добиться только постоянно поддерживая в доме порядок и чистоту. Нужно приучить себя и других членов семьи возвращать вещи на место сразу после использования. Одежду в стирку нужно относить по мере необходимости, не собирая склад грязных носков под кроватью.

Несколько рекомендаций, помогающих содержать дом в чистоте:

  1. Вещи могут мяться из-за неправильных параметров полок в шкафу. Проще один раз изменить высоту или ширину полочки, чем каждый день доставать из гардероба мятую одежду и заново ее гладить.
  2. В каждой комнате можно поставить по корзине для мусора. Лучше он будет в ней, чем валяться на полу или столе.
  3. От грязи с улицы защитит коврик перед входной дверью. Аналогично можно придумать лайфхаки для других источников лишнего сора.
  4. Освободив пространство от ненужных вещей, можно приобрести функциональные. Например, органайзеры для хранения мелочей, компактные подставки под цветы, удобные приспособления для ванной или кухни.
  5. Встроенная техника и мебель почти не занимают места.
  6. Многофункциональная мебель позволяет обойтись одним предметом вместо нескольких.
  7. Нестандартное мышление: некоторые вещи можно использовать разными способами, а также давать им вторую жизнь. Например, баночку от кофе можно приспособить под хранение гвоздей.

4. Стандартизация

Когда человек живет один, поддерживать в доме порядок проще. Выработав для себя систему уборки один раз, остается просто ей следовать. В большой семье осуществить это может оказаться сложнее. Важно, чтобы все в доме придерживались принципов кайдзен.

Можно закрепить за каждым определенную зону, за чистоту в которой отвечает только он.

5. Совершенствование

Важно прислушиваться друг к другу. Японская методика требует постоянного улучшения и совершенствования. Любой член семьи может внести дельное предложение по повышению функциональности мебели или комнаты. Нужно всерьез воспринимать все идеи, а затем совместно внедрять их, если они окажутся действительно стоящими.

Покупка новой мебели, ремонт и прочие внушительные траты необходимо включить в планирование. Кайдзен не терпит мельтешения. Все нужно делать своевременно, для этого важно придерживаться плана. Генеральная уборка тоже должна быть запланирована. Если строго следовать японской методологии, ее достаточно делать не чаще 1 раза в месяц.

Вырабатывать полезные привычки нужно осознанно и сразу, как только принято решение завести в доме какое-то правило. Детей к этому можно приучить в форме игры.

Японская методика кайдзен просто необходима, если уборка комнаты или рабочего места занимает много времени и сил. Вполне возможно, что пространство занято ненужными вещами, а также предметами, которые находятся не на месте. Соблюдение 5 принципов поможет избавиться от долгих и изнуряющих уборок навсегда.