Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности

Kvinovyj krug

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.

Из статьи «Тональности в музыке» мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.

Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?

Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.

Содержание статьи:

Кварто-квинтовый круг

Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.

Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.

Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.

Синим цветом обозначены бемольные тональности.

На данном круге отражены только мажорные тональности.

Kvinovyj krug

Вопрос автору сайта
Красным цветом обозначены диезные тональности,
синим цветом – бемольные.
И далее мы видим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами (C – G – D – A – E – B – F# - C#).
Из этого списка, только две буквы с диезами. Почему тогда цепочка называется цепочкой ДИЕЗНЫХ тональностей?
Название тональности складывается из двух составляющих - тоники и лада (читайте статью тональности).
Лад определяет окрас (мажор - минор), а тоника определяет главную ноту тональности - 1 ступень. Ей может быть как белая, так и черная клавиша, то есть любая нота. Например, латинская буква E обозначает тональность Ми мажор. Латинская буква F# означает, что первой ступенью тональности будет нота Фа-диез. Подробнее об этом читайте в статье тональности.

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами (C – G – D – A – E – B – F# — C#). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Kvinovyj krug

Kvinovyj krug

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur, в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll, которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами (a – e – h – f# — с# — g# — d# — a#).

Kvinovyj krug

 

Пары параллельных диезных тональностей:

  • C – a
  • G – e
  • D – h
  • A – f#
  • E – c#
  • B — g#
  • F# — d#
  • C# — a#

 

В параллельных тональностях всегда одинаковое количество знаков альтерации. Чтобы определить количество знаков в любой минорной тональности, достаточно знать сколько знаков у параллельного мажора.

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e, которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Бемольные тональности

Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:

Kvinovyj krug

Kvinovyj krug

Принцип тот же: в тональности С нет знаков альтерации. Отсчитываем квинту, получаем ноту F – тональность F-dur — один бемоль при ключе. От ноты F строим квинту, получаем тональность B-dur, в которой 2 бемоля и так далее.

С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).

Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).

Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:

  • Тональности считаем по квинтам
  • Вверх – диезные, вниз – бемольные
  • От ноты До – мажоры, от ноты Ля – миноры
  • Каждая следующая тональность будет иметь на один знак больше

Как считать квартами

Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:

kvinta

Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.

 

 

kvarta

 

Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.

 

На клавишах пианино — это еще более наглядно:

kvarta kvinta

 

 

Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:

 

kvintovyj krug

 

На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:

kvintovyj krug

Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:

kvintovyj krug

Сергей Изотов
Сергей Изотов
Отвечу на ваш музыкальный вопрос
Задать вопрос

Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.

Родственные тональности

Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.

Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.

Первая степень родства

В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.

Первую степень родства составляют 6 тональностей:

  • Тональность параллельная тонике
  • Тональность субдоминанты
  • Тональность параллельная субдоминанте
  • Тональность доминанты
  • Тональность параллельная доминанте
  • В мажоре — тональность субдоминанты, но в гармоническом (минорном) виде. В миноре — тональность доминанты, в гармоническом (мажорном) виде.

 

А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:

  • Тональность параллельная До мажору – Ля минор. У этих тональностей отсутствуют ключевые знаки, а значит все звуки у них общие.
  • Тональность субдоминанты для До мажора – Фа мажор. Различаются эти тональности одним звуком – Си бемолем, который присутствует в тональности Фа мажор. Остальные звуки у этих тональностей общие.
  • Тональность параллельная субдоминанте (Фа мажору) – Ре минор. Она также имеет ключевой знак — Си бемоль, который и делает разницу между До мажором и Ре минором.
  • Тональность доминанты для До мажора – Соль мажор. Они обе имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые тональности, за исключением Фа диеза, который присутствует в тональности Соль мажор.
  • Тональность параллельная доминанте – Ми минор. Как и в случае с доминантой, между До мажором и Ми минором все звуки кроме Фа диеза будут общими.
  • Под номером 6 находится тональность, которая будет исключением, и его нужно просто запомнить. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармоническом виде, то есть в миноре. Получается, шестой тональностью для До мажора, станет Фа минор.

 

Теперь обратимся к минору.  Принцип определения тональностей тот же:

  • Параллель – До мажор
  • Субдоминанта — Ре минор
  • Параллель субдоминанты — Фа мажор
  • Доминанта – Ми минор (натур. Вид)
  • Параллель Доминанты – Соль мажор
  • Шестой тональностью в миноре, будет доминанта в гармоническом виде, то есть мажорная доминанта – тональность Ми мажор.

Еще один способ определения ТПР

Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:

  • Ля минор
  • Фа мажор
  • Фа минор
  • Ре минор
  • Соль мажор
  • Ми минор

 

Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:

zvukoryad do mazhor

 

А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:

gamma do mazhor

 

Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:

pervaya stepen rodstva

 

Ля минор:

pervaya stepen rodstva

Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.

Отсюда вытекает следующая закономерность:

В мажорных тональностях не участвует трезвучие VII ступени; в минорных тональностях – трезвучие II ступени. А значит не участвуют и тональности этих ступеней.

Вторая степень родства

Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.

В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.

Третья степень родства

Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.

Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.

Заключение:

Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.

Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (38 оценок, среднее: 4,97 из 5)
Загрузка...

Комментарии 35

  • С удовольствием познакомился не только с текстом, но и пристально рассмотрел схемы и рисунки. Жаль, в своё время, когда учился в музыкальном классе не столкнулся с ними. Отличное подспорье для музыканта. И личное спасибо за красочный обзор. Мне всё понравилось.

    • Рады стараться!

      • Материал не простой, трудно даётся… Вот бы лет 10 назад мне это объяснили, думаю проку было бы больше. Кстати, на сайте музтеоретик картинки мне понравились больше, но у вас подача лучше.

  • Внимательно прочитал об данном способе запоминании тональности. Кажется сложным на первый взгляд, но думаю можно разобраться. Вопрос мой в средней скорости изучении благодаря ему? В отличие от других путей.

  • Очень полезная статья,я много интересного вынесла для себя. С удовольствием буду пользоваться Квинтовым кругом. За счет схем и рисунков все предельно ясно и понятно. Спасибо вам.

  • Впервые вижу такой круг, ознакомилась с деталями и выглядит действительно просто и удобно. Для новичков — это вообще находка. Думаю, что теперь освою тональности очень быстро.

  • Либо моя музыкалка в захолустье такая отсталая, либо я что-то пропустил, но почему таким простым схемам не учат в музыкальных школах? Вечно все хотят усложнить. Кто уже выучил круг?

    • Да, в музыкалке это проходят, но не особо вникают в суть. А лучше бы учили чему то одному, но основательно.

    • Я вырос в деревне, где про музыкальные школы не слышали, научился играть на гармошке на слух, нотную грамоту освоил уже взрослым.
      Жаль, что эта методика мне раньше не попалась, может жизнь бы по другому повернулась…

  • Хотел бы задать вопрос автору статьи: вот он так красиво расписал методику запоминания тональностей. А ее применяют повсеместно или это новаторство? Как методику внедряют в музыкальных школах или это тестовый вариант?

  • Квинтовый круг вроде бы просто, но почему-то не сразу понимаешь, что к чему. Мне больше нравится его расписывать в столбик. Вверх — диезы, вниз — бемоли. Скажите, так можно? Мне так понятнее.

  • Спасибо за статью, очень познавательно, сам только новичок, пытаюсь в этом разобраться. Тщательно изучил информацию и возник вопрос : Подскажите есть ли еще способы определения ТПР?

    • Есть и другие, но они скорее для тех, кто хорошо строит аккорды в голове:)

  • Нам по другому в музыкальной школе расписывали, и там было намного сложнее. Теперь знаю новый метод, спасибо.

  • Прекрасная статья. Очень подробно, последовательно, интересно!

  • Мне, как «чайнику», интересно, какие еще есть методики освоения и запоминания тональностей?

  • Прочесть статью было интересно и мне стало любопытно: тональности запоминают те, кто исполняют музыку? Композиторы, дирижёры и музыканты, то есть? А певцы тоже запоминают или им это не нужно?

    • Профессиональные певцы такие же музыканты как и инструменталисты, они также знают и разбираются в тональностях.

      • Определение «профессиональный» говорит само за себя. Певец не может быть профессиональным, и при этом не знать тональностей. В том и профессионализм исполнителя, что он знает и понимает больше, чем любитель.

    • Все, кого вы перечислили (композиторы, дирижеры и певцы) должны знать все тональности, аккорды. Помню, в школьные годы училась в музыкальной школе и запомнить тональности было тяжело, таких методик к сожалению, не было.

  • Интересная методика, попробую использовать на себе. Новичкам, как мне кажется, это вообще подарок. Только есть вопрос, это какая то локальная методика или общепринятая в среде?

  • Материал не простой, трудно даётся… Вот бы лет 10 назад мне это объяснили, думаю проку было бы больше. Кстати, на сайте музтеоретик картинки мне понравились больше, но у вас подача лучше.

  • Приходится перечитывать по два раза каждый абзац. Не сразу доходит что к чему. Но у инструмента быстрее дело пошло. Когда играешь кварты и квинты на фортепиано, быстрее дело идёт.

  • Спасибо за статью — просто о сложном!

  • Всегда был вопрос как же все таки считать квартами, к тут автор все понятно объяснил. Спасибо

  • Графическое представление помогает запомнить трудноусвояемые знаки в тональностях. Действительно помогает!

  • Почему в 1 круге(разноцветном) против часовой идёт C F B Eь, а во втором C F Bь Eь

    • Валерий, дело в том, что Ноту Си в Американской системе обозначают буковой B, а чтобы обозначить Си-бемоль — используют Bb. В Европейской системе нота Си обозначается латинской буквой Н, в то время как Си-бемоль обозначается буковой В.
      В первой разноцветном круге я использовал Американскую Систему, во втором — Европейкую. Но сути это не меняет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *