
Всем известно, что изучение грифа – важный аспект гитарной деятельности, недостаточное знание которого приведет к некачественной игре на инструменте. Не выучив грамотно гриф, музыканту грозит скучное и тяжелое разучивание нотного материала, а это довольно непростое дело. Нередко именно незнание грифа гитары является камнем преткновения для новичков, который заставляет их бросать занятия на определенном уровне гитарного развития. Частенько дальше игры аккордами, да и то в небольшом количестве, дело у таких новичков не продвигается.
Ряд аспектов изучения грифа
Для изучения грифа игровым методом доведется прибегнуть ко всем известной игре — дартс.
Так известно, что на поле имеется 20 секторов от 1 до 20. Берем и из числа 20 вынимаем цифру 2, то есть просто ее выдергиваем с дартса. Получится 0. Если цифра не вынимается, то можно ее просто заклеить чем-нибудь подходящим. Эти сектора будут соответствовать 19 ладам и открытой струне. Для изучения берем одну любую из шести струн.
Рекомендуется повесить дартс так, чтобы в процессе бросания в него дротиков они не отлетали на незадействованную часть стены.
Итак, выбираем любую струну, после чего метаем и смотрим, в какой сектор попал дротик и быстренько называем вслух ноту, которая расположена на ладу, что обозначает этот сектор. Причем стоит называть слоговое название ноты и октаву за ним.
Рекомендуется в процессе изучения применять как звуки с диезами, так и с бемолями.
Системы для изучения грифа:
- Приведенная выше система дает возможность музыканту ассоциировать звуковое слоговое название с ладом гитары на определенной струне. Конечно же найти сразу же необходимую ноту на грифе гитары не удастся, но человек произведет внутри себя преобразование «нота (визуально) – нота слоговое название – слоговое название расположение на грифе гитары, лад – расположение нужного лада на грифе гитары (визуально) – физическое ощущение лада на грифе пальцем и всей рукой».
- Следующая система заключается в визуальном контроле буквенно-цифровых обозначений на грифе гитары. Суть находится в нахождении звука на грифе гитары, так как связка внутренних преобразований «звук (слоговое название) – нужный лад» сливаются практически воедино.
- Расположение нот на грифе – довольно схожее с буквенно-цифровым методом, но только работа осуществляется с графическим обозначением нот. При таком методе не всегда получается сразу назвать ноту, хотя игра и выполняется механически.
- Пальцевое ощущение – в такой системе ноты ассоциируются с физическим ощущением в руке.
- Графическое обозначение нот на листе с указанием номера лада и струн.
Еще можно назвать немалое количество подобных систем, но данные являются основными.
Проблема с которой приходится столкнуться музыканту – это изучение каждого из методов, а также попытка ассоциировать их друг с другом. Так как, не всегда, играя по нотам, можно сразу назвать саму ноту, а без гитары не всегда можно сказать на каком ладу какой струны находится определенный звук и нота. Многие начинающие музыканты просто не в силах быстро найти нужную ноту или лад на грифе визуально.
Все эти вышеперечисленные методы однобоки и имеют свои достоинства и недостатки, поэтому изучать их стоит вместе, пытаться ассоциировать друг с другом. Это может вас спасти от замешательства, и если одна система не сработала в голове вовремя и как надо, то, возможно, другая система вас тут же выручит. И вы заметите, что игра с листа становится неутомительной, ненавязчивой и легкой. И это после 144 нот (звуков) на грифе в каждой из систем изучения грифа. То есть, где-то около тысячи элементов в голове.
Но и это может вас не спасти. Для того, чтобы больше ориентироваться в грифе и музыке, полезно изучать различные лады (звукоряды), тональности и их формовые и аппликатурные решения на грифе гитары. Это разовьет не только ощущение грифа, но и также ваш слух.