Сведение трека онлайн — сколько стоит?

Svedenie treka

В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.

Прежде чем читать статью, я предлагаю послушать «сырой» и сведенный треки. Как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть.

 

Так сколкько стоит сведение трека?

Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15 тысяч рублей.

Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3 тысячи рублей.

На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.

Я принимаю заказы на сведение и за услуги беру от 800 рублей.

Вы можете заказать сведение трека у меня, для этого просто нажмите на кнопку и напишите мне личное сообщение.

Заказать сведение

 

4 принципа сведения трека

Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:

  1. Динамическая обработка и эквализация
  2. Баланс громкости инструментов
  3. Панорамирование инструментов
  4. Формирование пространства
  5. С чего начать?
  6. Как правильно установить громкость
  7. Необходимая аппаратура
  8. Выводы

Динамическая обработка и эквализация

Динамика

Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.

s(M)exoscope

 

 

 

 

Динамика — это изменение громкости музыки в течение времени.

В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:

s(m)exoscope

 

 

 

 

Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.

Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.

Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2

fabfilter pro c2

Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.

Пользоваться компрессором стоит аккуратно. Динамика не должна быть сжата «в кирпич», разница между громкими и тихими фрагментами песни, все же должна быть!

 

Эквализация

Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.

Представьте себе, что вам дали краски и попросили нарисовать пейзаж. Вместо этого вы смешали все краски на бумаге и получили темно-серый или даже черный лист, который впору назвать «Черный квадрат». Но если небо изобразить голубым, траву зеленым, песок желтым, а цветы красным цветом, то получится красивая картина с предельно понятным пейзажем.

Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.

Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.

С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.

После обработок, звучание инструмента может быть неузнаваемо. В режиме «соло» даже может показаться, что звук стал неприятным. Но стоит запомнить, что важно то, как инструмент звучит в миксе, а не сам по себе.

Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:

  • гнусавости
  • мути
  • «коробочного» звучания
  • носового призвука
  • «honky» звучания

Также эквалайзер способен придать звуку округлость, добавить энергии, добавить «воздух» и даже улучшить читаемость текста, если мы говорим о вокале.

На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕ области частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.

equalization

Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3

 

Fabfilter Q3

Баланс громкости инструментов

Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.

Сергей Изотов
Сергей Изотов
Музыкант, аранжировщик
Задать вопрос

Панорамирование

Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.

Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.

Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.

Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.

Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.

panoramirovanie

Громкость, реверберация и дилей (delay)

Громкость

Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим. Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.

Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.

Реверберация

Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.

Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.

В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla 

Valhalla VintageVerb

В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.

А сейчас предлагаю послушать «Сухой» звук и звук обработанный ревербератором.

 

 

Дилей

Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.

На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:

Delay i rever raznica

А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:

 

Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys

soundtoys

 

Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.

С чего начать сведение?

Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.

Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:

Studio One

Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE

Как установить правильную громкость?

Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.

Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.

s(m)exsoscope

Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.

Какая аппаратура нужна?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3

Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.

Вывод

Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.

Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.

Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.

Успехов в начинаниях!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 28

  • Спасибо! Как раз то, что нужно в данный момент. Правда, у меня всего два инструмента, но и их хочется качественно записать. Панарамировала вроде, но фантомного центра не было. Буду пробовать дальше.

  • спасибо, все понятно

  • У fabfilter сейчас одни из лучших плагинов, сам использую. От себя ещё могу порекомендовать почитать про эквализацию mid/side, транзиенты и плагины для управления ими и про сайдчейн. И про сведение по «розовому» шуму — идеально приятный для уха частотный график.

    • Спасибо за советы! постараюсь описать эти технологии в другой статье!!!

  • спасибо автору, всё очень подробно изложено

  • Интересно было бы услышать результат работ автора))

    • Ну примеры предложены в ролике в начале статьи, но это фрагменты… Больше примеров добавлю позже

  • Спасибо!

  • Спасибо большое за статью , всё очень доходчиво! Ждём от Вас новых публикаций!:)

  • Смотрел видео примеров через телефон и задался вопросом «если нет разницы, зачем платить больше?» но надев наушники, понял что разница колоссальная. Прочитал всю статью. Доступно и грамотно изложено. Респект!

  • Интересная статья, я ходил как-то на курсы по Ableton.3 месяца, но при этом заранее были куплены билеты на самооет и в общем я половину важного пропустил, а это обработка вокала, сведение и мастеринг)) теперь пытаюсь сам ковыряться)

    • правильно!!! информации на этот счет много! только успевай отсеивать лишнее))

  • А какое программное обеспечение порекомендовать можете? Мне кажется сейчас большой выбор по этой тематике. А у вас только один пример указан. Мне кажется будет правильным попробовать как можно больше вариантов для себя.

    • Если вы имеете в виду секвенсор (программу в которой музыку пишут), то выбор большой и каждый выбирает то, что ему нравится. Самый популярный Ableton live

  • Недавно стал интересоваться темой сведения трека и гуглить информацию во всемирной паутине. В итоге вышел на данную статью, прочитав ее узнал много полезного. Хочу выразить благодарность автору.

  • Познавательная статья и информативная, спасибо. Хотелось бы ещё немного подробнее об эквалайзере. Как я понимаю, она «снимает» частотные конфликты. А кто решает, какие частоты оставить, ведь изначально авторство принадлежит композитору, идея то его?

    • звукорежиссер не влияет на композицию. Он делает звук максимально приятным, читаемым для слушателя.

  • Интересная и полезная статья в целом. Хотелось бы узнать ваше отношение к Адобе Аудишен и с помощью каких программ делаете мастеринг после сведения?

  • То есть, сначала нужно самостоятельно или в студии звукозаписи записать трек, а потом отправить его специалистам на сведение? А можно записывать и сводить сразу у одних и тех же людей?

  • Довольно полная и подробная статья. Ни дать,ни взять хорошо постарались. Но вот вопрос: можно ли самой быстро научиться сводить трек, ведь кто тебя поймет лучше самой себя?

  • Ну разница между сведенными и нет — огромная. Особенно это слышно после обработки голоса. А вообще трудно научиться самому? Какую литературу бы посоветовали? Ну или может курсы какие? Сам пишу музыку, но вот когда надо накладывать много разных инструментов и голос, тут уже все сложнее, а платить каждый раз кому-то, не хочется.

  • Благодарю за статью, много чего полезного и главное нового узнал после ее прочтения. Но вот меня лично также интересует можно ли на киких-то курсах обучиться этому самостоятельно.

  • Доступная информация, все четко, понятна и интересно написано. После прочтение мне удалось применить на практике.

  • Доступная информация, все четко, понятна и интересно написано. После прочтение мне удалось применить на практике и нормально свести трек. Хорошо слышно голос и музыка четкая.

  • Накрутили комменты 😛

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *