Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

Intervaly v muzyke

 

Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Содержание статьи:

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

 

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

 

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

 

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

primy ot vsekh not

 

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

sekundy ot vsekh not

 

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

tercii ot vsekh not

 

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

kvarty ot vsekh not

 

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

kvinty ot vsekh not

 

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

seksty ot vsekh not

 

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

septimy ot vsekh not

 

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

oktavy ot vsekh not

 

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

 

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Bol'shaya sekunda Do Re

 

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

malaya sekunda Do Re bemol

 

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

 

До-Ре бемоь:

 

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

 

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

 

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Triton Fa Si

 

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

 

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Triton Si Fa

 

Вот как звучит этот тритон:

 

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

sekunda Do Re

 

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Uvelichennaya sekunda DO Re diez

 

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

 

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Tablica uv 2 = m 3

 

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

 

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

 nona Do Re

 

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

malaya nona Do Re bemol'

 

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

decima

 

Ундецима – Октава + Кварта.

undecima

 

Дуодецима — Октава + Квинта.

duodecima

 

Терцдецима — Октава + Секста.

tercdecima

 

Квартдецима – Октава + Септима.

kvartdecima

 

Квинтдецима – Октава + Октава.

kvintdecima

 

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

konsonansy i dissonansy tablica

Консонансы:

 

Диссонансы:

 

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

 

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

 

Септима — звуки расположены очень широко:

 

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

 

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

 

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

 

Малая Секунда – «К Элизе»

 

Большая Секунда – «Вальс собачек»

 

Малая Терция – «Оле-Оле»

 

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

 

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

 

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

 

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

 

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

 

 

Малая Септима – Танго

 

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

 

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

 

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (16 оценок, среднее: 4,94 из 5)
Загрузка...

Комментарии 22

  • Спасибо большое, все очень понятно написано. Хотелось бы узнать, а интервалы бывают только простые и составные? Так же было бы интересно узнать какие нибудь хитрости в изучении всего этого. Тяжело запоминается эта информация, учитывая то, что я новичок в этом деле.

  • Здравствуйте, большое спасибо за полезную информацию, в целом все понятно. Есть вопрос, не могли бы вы подсказать с какого возраста ребенку лучше начинать обучение?И можно ли начать заниматься музыкой после 20 лет?

    • музыкой никогда не поздно начать заниматься. Ребенка погружать в музыку стоит с раннего возраста, а обучать игре на инструменте можно с 5-6 лет.

      • Я учусь в музыкальной школе и никак не могла запомнить по *Сольфеджио интервалы,( *Сольфеджио это урок по музыке где мы изучаем музыкальную грамоту) не как я их не запоминала, СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОГРОМНООООЕ ЗА ТРУД!!!!!!!

  • Играю на пианино давно (самоучка), но не так давно узнала, что знание интервалов отлично помогает в импровизации и подборе на слух! Хотелось бы какие-нибудь упражнения увидеть, помогающие в узнавании интервалов.

  • Статья интересная и занятная, есть и описание интервалов, и рисунок клавиш, и звучание, можно заодно и потренироваться, опять же, примеры интервалов для ассоциаций порадовали. Правда, я не поняла, если отличить, скажем увеличенную секунду от малой терции невозможно, как тогда интервалы определять на слух в соответствии со звучанием?

    • На слух невозможно отличить увеличенный и энгармонически равный интервалы. Это только на бумаге видно что есть что.

  • Как ни странно, одна из самых сложных тем для меня. Возможно существуют упражнения для тренировки? Подскажите, на что обратить внимание? Вроде бы и слух музыкальный есть, и успехи определенные. Не хочу бросать музыку из-за таких небольших препятствий.

  • Для нормальных музыкантов эта информация воспринимается как само собой разумеющееся. А у меня, у совсем недалекого «музыканта», напрашивается вопрос: зачем нужна эта теория? А нельзя ли просто сочинять музыку, да и всё?

  • Подскажите пожалуйста, правильно ли я понял, что в случае с увеличенными или уменьшенными интервалами определение по звучанию будет сугубо индивидуальным для каждого и, соответственно, может различаться?

  • Большое Вам спасибо, что пишете такие статьи. Очень все подробно, понятно и главное интересно. Я вот тоже, как у вас здесь сказано, всегда музыкальные интервалы запоминала именно по созвучию со знакомыми мелодиями.

  • Интересная информация, прямо вижу как не воспользуюсь этим в будущем. Автор, как считаешь, нужны ли подобные знания для несерьезных занятий музыкой? Сомневаюсь, что районные ребята знают что такое интервал, когда играют Цоя.

  • В двеннадцатиструнной гитаре струны настраиваются одна, как обычно, а вторая дублирующая струна, на октаву выше. Правильный ли это пример составного интервала, правильно ли понял идею?

    • не совсем. На 12 струнной гитаре струны звучат в унисон, то есть имеют одну высоту. между двумя струнами в этом случае возникает интервал чистая прима.

  • Читаю ваши хорошо структурированные объяснения, построенные по принципу от простого к сложному, и осознаю, что каждый пункт в отдельности мне понятен, но уложить в голове всю тему сразу не получается. Спасибо за аудио-примеры — улучшают восприятие. Очень понравилась идея с ассоциациями. Вы наверняка знаете, есть ли специальные мобильные приложения для развития музыкального слуха? Гаджет всегда под рукой, можно было бы с пользой провести появляющиеся в рабочем графике свободные минуты.

  • Спасибо, все информативно и доступно написано, но хотелось бы больше узнать о увеличенные и уменьшенные интервалы, я не понял просто как из Большой Секунды сделать Увеличенную.

  • Я раньше думал, что фраза «музыкальный слух» больше относится к софизму, необоснованно. Какое же было моё разочарование, когда я захотел научиться играть на фортепиано. Тут то я и понял, что мне медведь на ухо наступил. Я не умею различать интервалы. А вот моему брату статья очень пригодилась, он прекрасно играет на этом волшебном инструменте, который мне не дано постичь. Здесь он прекрасно освежил знания, а статья прочно разместились у него в закладках.

  • Хорошо написано,примеры хорошие, спасибо за ваш труд 🙂

  • Очень понравилась эта идея с интервалами. Спасибо большое!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *